Химера (греч. Chimaira) — в современном речевом обиходе всего лишь символ сказок и поговорок типа: «Все это химера» (несбыточная фантазия).
Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Илиады». Там написано, что она была божественного происхождения — перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь, и убил ее, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка, скачущий на крылатом коне Пегасе.
В VI Книге Илиады Гомер пишет:
Юноше Беллефонту убить
заповедал Химеру
Лютую, коей порода была
от богов, не от смертных:
Лев головою, задом дракон
и коза серединой,
Страшно дыхала она
пожирающим пламенем бурным.
Грозную он поразил,
чудесами богов ободренный.
Беллерофонт стал благодаря этому дохристианским прототипом «умертвителей» дракона, как, например, св.Георгий и св. Михаил.
Голова льва, брюхо козы и хвост змеи — таково самое естественное ее описание, содержащееся у Гомера, однако «Теогония» Гесиода приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V веком. Посредине хребта у нее козья голова, на одном конце змеиная, на другом — львиная.
Химеры иногда изображаются на средневековых мозаиках и капителях как воплощение сатанинских сил. В античное время это наводящее ужас существо изображалось на гербах многих городов, например Коринфа и Кизика.
Химера считалась дочерью Ехидны, самки змеи, и чудовища из преисподней Тифона, ее братом был адский пес Кербер (Цербер). Ее тройственное изображение воспринимается также как символ трех времен года, причем лев обозначает весну, коза — лето, а змея — зиму (Р. фон Ранке-Гравес).
Рационалистическое толкование сделало это тройственное существо воплощением опасностей на суше и на море, но прежде всего — символом вулканических сил в недрах Земли.
В шестой песне «Энеиды» снова появляется «огнедышащая Химера»; комментатор Сервий Гонорат отмечает, что, по мнению всех авторитетных ученых, чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. Когда-то Плутарх высказал предположение, что Химера — это имя некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать на своем корабле льва, козу и змею.
Эти нелепые догадки показывают, что Химера уже давно будоражит умы. Чем ее воображать, казалось, удобней отождествить ее с чем ни попало. Слишком она гетерогенна: лев, коза и змея (в некоторых текстах дракон) сопротивлялись, не желая образовать одно животное. Со временем Химера превращается в понятие «химерического». Нескладный образ исчезает, а слово остается для обозначения невозможного.